Основные темы семинара-практикума
1. Основы управленческой деятельности.
- Что такое управление? Функции и роли руководителя. Четыре способа управления коллективом.
- Пирамида административного управления. Управленческие ошибки руководителей.
- Организационные патологии, или Чем болеют российские предприятия?
Управленческий практикум: групповое упражнение «Анализ управленческих ошибок руководителей», «Анализ организационных патологий».
2. Лидерство и руководство. Организация командного взаимодействия в коллективе.
- Лидер и руководитель: сходства и различия. Что такое стиль управления? Шесть стилей управления.
- 10 методов управленческого воздействия на подчиненных.
- Манипуляции в деловом взаимодействии: нападение и защита. Как подчиненные манипулируют своим руководителем? Признаки неискренности и манипуляций со стороны подчиненных.
- Методы управления конфликтами. Что такое мобинг, или Травля на рабочем месте?
- Структурное подразделение: группа или команда? Командные роли и методы командообразования.
Управленческий практикум: анализ приемов манипулирования со стороны подчиненных, анализ патологий командообразования, примеры игровых упражнений на формирование команды, диагностика командных ролей.
3. Управление эффективностью подразделения.
- Служебные функции и обязанности сотрудников.
- Понятие «служебная функция».
- «Внутриорганизационный рынок»: внутренние клиенты и внутренние поставщики.
- «Портновский» подход к определению служебных функций.
- Два метода определения служебных функций. Преимущества «продуктного» метода.
- Чем служебные функции отличаются от должностных обязанностей?
- Принципы процессного управления. Определение должностных обязанностей на основе описания и регламентации бизнес-процессов подразделения.
- Матрица ответственности и организационная структура подразделения. Управленческая отчетность и первичный документооборот. Формализация документооборота подразделения.
- Как разработать положение о подразделении и должностные инструкции сотрудников?
Управленческий практикум: деловая игра «Определение служебных функций сотрудников подразделения».
- Планирование работы подразделения.
- Что такое планирование? Виды и технологии планирования. Разработка рабочего плана-графика подразделения. Основы Time Management, или Управление временем.
- Оценка и мотивация сотрудников подразделения.
- Обзор современных методов оценки персонала. Что такое управление эффективностью работы?
- Ключевые показатели эффективности (KPI) организации, подразделения и работников.
- Корпоративные, управленческие и экспертные компетенции. Что такое ключевые компетенции?
- Правила постановки задач сотрудникам подразделения. Разработка стандартов эффективности.
- Методика оценки персонала в системе управления эффективностью работы.
- Эффект взаимного сравнения, или Как представлять результаты оценивания?
- Типы внутренней мотивации сотрудников. Диагностика трудовой мотивации персонала (тест MOTYPE). Виды и формы стимулирования труда в подразделении.
- Основные подходы к оплате труда. Структура совокупного дохода работника. Как разработать шкалу должностных окладов. Метод Hay Group.
- Метод PRP, или Оплата по результатам работы. Методика премирования по KPI.
- Методы и приемы неденежного стимулирования.
Управленческий практикум: деловая игра «Оценка и премирование сотрудников подразделения в системе управления эффективностью работы».
Управленческий практикум: групповые упражнения «Диагностика норм поведения в организации и подразделении», «Разработка правил и стандартов поведения».
4. Применение принципов бережливого производства. Организация и внедрение бережливого производства на производственном участке. Эффекты от внедрения БП.
- Введение в Lean Manufacturing. Производственная Система Тойоты.
- Основные элементы системы.
- Организация контроля процессов с точки зрения управления (визуализация).
- 8 видов потерь.
- Быстрая переналадка (Quick Changeover)
- Инструменты Бережливого производства: JIT, Канбан, Pull, Балансировка (краткий обзор)
- Защита от ошибок: Jidoka, Poka-Yoke
* Практикум: практические занятия по стандартизации и потерям.
5. Система менеджмента качества на производственном участке:
- Система качества в соответствии со стандартом ИСО/ТС 16949.
- Внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы качества на производстве.
Работа с претензиями заказчиков.
- Методы решения проблем связанных с качеством (8D, 5Why).
- Качество в производстве. Системы контроля качества в производстве.
6. Правовое регулирование трудовых отношений с сотрудниками подразделения.
Практические рекомендации Государственной инспекции труда.
- Выгодный договор с сотрудником.
- Прием и перевод на другую работу.
- Рабочее время и время отдыха. Изменения в регулировании вопросов рабочего времени. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
- Учет рабочего времени и расчет оплаты труда.
- Дисциплина труда. Поощрения за труд. Нарушения трудовой дисциплины. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
- Материальная ответственность сторон трудового договора. Пределы материальной ответственности работника. Порядок привлечения работника к материальной ответственности и взыскания ущерба.
- Принципы грамотного увольнения работника.
- Практика разрешения трудовых конфликтов.
Формат проведения семинара: мини-лекции, деловые игры, индивидуальная работа и работа в малых группах, моделирование и разбор рабочих ситуаций.
Дипломированный консультант по управлению, преподаватель программ МВА (Master of Business Administration) в бизнес-школах Санкт-Петербурга по дисциплинам «Общий менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», автор и ведущий практических бизнес-семинаров по менеджменту и управлению персоналом предприятия.
Практик с опытом работы в области бережливого производства в производственных компаниях с мировым именем.
Представитель Государственной инспекции труда – заместитель руководителя государственной инспекции труда по правовым вопросам.