Главная \ Консалтинг \ О консультировании \ Профессионализм и этика в консультировании

Профессионализм и этика в консультировании

 

Практика управленческого консультирования в нашей стране привела к формированию определенных этических норм, которые впоследствии были закреплены в  Кодексе  профессионального поведения консультантов по управлению.
Правила Кодекса учитывают несколько аспектов для оценки профессионализма и этичного поведения консультантов:

  1. Знания и навыки. Это основа профессиональной деятельности консультантов. Прежде всего, консультант должен обладать знаниями и навыками, необходимыми конкретным клиентам. Любой консультант должен критически оценивать свои знания и опыт при изучении возможности выполнения нового задания либо при возникновении в ходе проекта ситуации, когда требуются дополнительные знания и навыки. Профессиональный консультант никогда не согласится на выполнение заказа, для которого ему не хватает умений, даже если он сидит без работы и готов взяться за любое задание.


  2. Предупреждение конфликта интересов. Как избежать конфликта между интересами клиента и консультанта – один из самых деликатных вопросов профессионализма и этики консультирования. Цель консультирования – достижение максимально высоких результатов в интересах клиента. Поэтому, соглашаясь работать на клиента, профессиональный консультант никогда не допустит, чтобы его интересы вступали в противоречие с интересами клиента. Например, такие ситуации могут возникать, когда консультант лично связан с одним из сотрудников клиента, имеет имущественные интересы в организации клиента или в компаниях, являющихся его конкурентами, и др.


  3. Объективность и беспристрастность. Профессиональные консультанты стремятся быть максимально объективными и беспристрастными, свободными от предвзятости, стараются держать под контролем эмоции и не давать предубеждениям повлиять на качество предоставляемых услуг и рекомендаций. Консультант, если он истинный профессионал, откажется от работы над проектом, если не способен гарантировать свою объективность.


  4. Конфиденциальность. Это универсальный принцип, которого придерживаются профессиональные консультанты. Раскрытие консультантом какой-либо информации о своем клиенте, равно как и использование такой информации с целью получения выгод и преимуществ для себя, своей фирмы или других клиентов, совершенно недопустимо. Клиент должен быть уверен, что он может доверять консультанту.


  5. Комиссионные вознаграждения. Выплата или получение консультантом комиссионных – вопрос деликатный. У профессиональных консультантов к этому вопросу преобладает следующее отношение. Неэтичным поступком считается выплата вознаграждения клиенту с целью получения заказа. Также противоречит кодексу этики согласие консультанта принять вознаграждение в обмен на составленные в нужном ключе рекомендации. Вместе с тем, выплата консультантом вознаграждения конкретным лицам или организациям, порекомендовавшим его клиенту, считается нормальной практикой. Однако клиент обязательно должен быть поставлен об этом в известность, и с его стороны не должно последовать возражений.


  6. Адекватность затрат. Профессиональные консультанты исходят из того, что выгоды, получаемые от оказания консультационных услуг, должны соответствовать затратам клиента. Иначе говоря, этика управленческого консультирования предполагает, чтобы консультанты требовали «нормальную» или «разумную» плату за свои услуги, соответствующую текущим стандартам и практике данной профессии.


  7. Интересы общества и этика клиента. В практике консультирования возникают ситуации, когда интересы клиента противоречат интересам общества. Консультант может обнаружить такие действия клиента, которые по общественным нормам или его личному мнению вредны и нежелательны для общества, а то и противозаконны. В таких ситуациях консультант, придерживающийся этических норм, отказывается от выполнения проекта. С другой стороны, консультант может принести немалую пользу, способствуя уменьшению опасных последствий принимаемых решений и повышению социальной ответственности бизнеса клиента.