Знакомство.На первом этапе консультант начинает работу с клиентом: устанавливаются первые контакты, обсуждаются проблемы и изменения в организации клиента, намечаются варианты помощи консультанта, уточняются роли клиента и консультанта. Далее на основе предварительного анализа проблемы формируется план проекта, а также проводятся переговоры, и заключается контракт на оказание консультационных услуг.
Диагностика.В ходе второго этапа проводится тщательная диагностика проблемы: клиент и консультант выявляют причины проблемы, совместно определяют, какие именно изменения необходимо провести (технологические, организационные, информационные или культурные), детально прорабатывают цели проекта, оценивают результаты деятельности, ресурсы, потребности и перспективы клиента.
Планирование действий. Третий этап нацелен на поиск путей решения проблемы. Он включает проработку альтернативных решений, оценку возможных вариантов, тщательную разработку плана проведения изменений и представление предложений клиенту для принятия им решения.
Внедрение. Внедрение запланированных изменений – серьезное испытание предложений, разработанных совместными усилиями консультанта и клиента, на адекватность и жизнеспособность. На этапе внедрения предлагаемые изменения постепенно становятся реальностью. Однако по многим причинам результаты процесса внедрения часто отличаются от планируемых. Поэтому особую важность приобретает контроль проводимых изменений и управление ими. Именно по этой причине профессиональные консультанты предпочитают непосредственно участвовать в процессе внедрения изменений.
Завершение.На заключительном этапе клиент оценивает работу консультанта, представляются и обсуждаются итоговые отчеты и урегулируются взаимные обязательства. Если существует заинтересованность в продолжении сотрудничества, то на завершающем этапе ведутся переговоры о будущих проектах. По окончании этих действий консультационный проект считается завершенным, и консультант покидает организацию клиента.