Цель программы:
- Получить полное представление о сущности управленческого учета и бюджетирования;
- Научиться использованию методов управленческого учета для принятия эффективных управленческих решений;
- Изучить практические приемы и инструменты управления ресурсами на предприятии с целью повышения эффективности их использования.
Основные темы программы:
1. Концепция управленческого учета.
- Основы управленческого учета. Необходимость построения. Особенности применения в кризисных ситуациях.
- Отличие управленческого и финансового учета.
- Роль управленческого учета в системе управления предприятием.
2. Затраты – ключевой объект системы управленческого учета.
- Классификация затрат: постоянные и переменные, прямые и косвенные.
- Разделение затрат по степени их регулируемости.
- Релевантные и безвозвратные затраты.
- Альтернативные затраты.
3. Распределение затрат – как их корректно рассчитать и контролировать.
- Традиционные методы распределения затрат.
- Распределение косвенных издержек по источникам (носителям) затрат.
- Распределение затрат по функциональным видам деятельности и продуктам на основе АВС-костинга (Activity Based Costing).
- Распределение объединенных затрат по совместным продуктам.
- Модели калькуляции себестоимости: с полным распределением издержек, с выделением устранимых издержек, по переменным затратам.
Практикум: Распределение затрат с полным распределением (абсорбционным методом, методом АВС).
4. Маржинальная прибыль – главный показатель для принятия управленческих решений.
- Маржинальная прибыль, операционный (производственный) рычаг, определение критического объема продаж, запаса финансовой прочности.
- Точка безубыточности.
- Формирование оптимального ассортимента продукции на основе маржинального анализа в условиях отсутствия и наличия “узких мест” бизнеса.
- Принятие решений о нижней границе цен.
- Критерии выбора между собственным производством и закупкой на стороне.
5. Центры ответственности - основной инструмент управления в условиях кризиса.
- Разновидности центров ответственности: центры продаж, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.
- Выделение центров ответственности и организационная структура предприятия.
- Причины и цели применения трансфертных цен.
- Использование затратных, рыночных и договорных трансфертных цен.
Практикум: Применение CVP анализа, расчет точки безубыточности. Практическое применение Маржинального учета.
6. Управление материальными потоками на предприятии – как снизить расходы, связанные с запасами.
- Модели образования запасов на входе и выходе.
- Использование АВС-анализа в управлении и учете запасов.
- Определение оптимального объема заказа (EOQ — Economic Order Quantity).Точка очередного заказа (перезаказа).
- Современные системы управления запасами: толкающие (MRP) и тянущие (JIT) системы.
7. Бюджетирование как способ управления и экономии затрат.
- Структура системы бюджетов на предприятии: бюджеты внутренние (операционные) и внешние (финансовые).
- Формирование операционных бюджетов по функциям управления.
- Финансовые бюджеты.
- Непрерывное бюджетирование (скользящее планирование).
- Гибкие и фиксированные бюджеты. Бюджетирование с “нуля”.
- Бюджеты подразделений.
Практикум: Управление оборотными активами. Определение финансового цикла. Освоение методов построения бюджетов.
8. Бюджетирование, ориентированное на результат (стратегический контроллинг).
- Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга.
- Определение целей и задач предприятия на основе анализа внешней и внутренней бизнес-среды.
- Формирование контрольных показателей для предприятия и подразделений. (Сбалансированная Система Показателей – BSC).
9. Организация контура управленческого учета.
- Контур управленческого учета: планирование – организация – мотивация – контроль.
- Методы анализа отклонений и контроля.
- Факторный анализ.
10. Внедрение и автоматизация управленческого учета.
- Варианты создания группы внедрения управленческого учета, применяющиеся на практике.
- Стандарты управленческого учета. Разработка внутрифирменных нормативных документов.
- Использование программных продуктов для постановки автоматизированной системы управленческого учета.
Практикум: Формирование бюджетов на предприятии. Использование методов контроля исполнения бюджета.
Формат проведения: лекции, активное взаимодействие между ведущим и участниками, 40%времени обучения отводится на практические занятия, разбор деловых ситуаций и практических примеров, анализ трудных случаев из практики участников.
Каждый участниковсможет задать конкретные, интересующие его вопросы в рамках заявленных модулей программы и получить квалифицированные ответы.
практик-консультант, директор (владелец) консалтинговой компании по бухгалтерскому и управленческому учету, юридическим услугам и автоматизации. Одиннадцатилетний опыт профессиональной деятельности включает работу в качестве главного бухгалтера, финансового директора. Знание и постановка бухгалтерского и управленческого учета, бюджетирования и контроль исполнения бюджетов, финансового анализа, методики подготовки консолидированной отчетности по РСБУ и МСФО. Создание схемы документооборота, внедрение автоматизированной системы управленческого учета.